Значение игры в жизни ребенка. консультация на тему

Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

- познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

- образное мышление, фантазия и воображение.
В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать . Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

- физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

- речь.
Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

- нравственные качества.
Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

- мотивационная сфера.
Ее развитие тоже происходит в процессе игры. основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

Развить логику и мышление;
развить мелкую моторику;
научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
осознать и придерживаться правил;
тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
игры на помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Значение игры в жизни ребенка.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста. Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте ребенка родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

Развитие познавательной сферы . В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе.

Физическое развитие . В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;

Развитие образного мышления и воображения . В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии.

Развитие речи и коммуникативных навыков . В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила.

Развитие мотивационной сферы . Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами.

Развитие нравственных качеств . Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы.

Развитие и коррекция эмоциональной сферы . В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.


Здравствуйте, друзья! Как развивать ребенка в игре? Думаю, этот вопрос задает себе каждая заботливая мама. Давайте же разберемся, в том, как развивать ребенка в игре и любая ли игра развивает?

Игра глазами детей и глазами взрослого

Для 78% детей совместная игра с взрослым предпочтительнее. Для них игра с родителями или с близкими людьми – это проявление любви и заботы. Минимальная потребность детей на совместные игры с мамой всего 15 минут в день. Но не любой игры, а именно развивающей.

Но не все игры развивающие и в этой статье мы разберем, какие игры будут развивающими, а какие нет.

Игра глазами взрослого. У взрослых есть мифы и стереотипы, которые им мешают в совместной игре с ребенком:

1 миф: купить игрушки, а ребенок сам разберется, как в них играть. Но это не так! Ребенку нужен взрослый, который покажет и научит его, как с этой игрушкой играть, а не действовать.

2 миф: гораздо полезнее читать и считать. Давайте заглянем в будущее, в школе все дети читают и считают, их этому научит учитель. А для ребенка дошкольного возраста важнее научиться играть. Так как во время игры ребенок приобретает такие качества, как: оригинальность, креативность, творческий подход, нестандартное мышление, умение взаимодействовать с другими людьми, умение договорится, также в игре ребенок учится преодолевать препятствия.

3 миф: главное, что ребенок занят и ко мне не лезет, а во что он играет не так важно. Но мы знаем, что не все, что нравится ребенку, будет для него полезно.

4миф: у меня не получается играть, я не умею. Здесь важно найти золотую середину между полным не вмешательством в игру и диктаторством. Где же эта середина, где развивающий эффект, как развить ребенка в игре? На этот вопрос мы сегодня ответим.

Давайте представим альпиниста, который взбирается на гору. Вот точно также и наш ребенок в своем развитии похож на альпиниста.

Подножие горы – это зона актуального развития ребенка. То, что ребенок и без нашей помощи уже умеет.


Недоступная вершина – это то, что он вообще еще не умеет делать даже с вашей помощью.

А середина (зона ближайшего развития) – это то на что будет направлена ваша игра.

Очень часто играя с ребенком, как нам кажется в развивающие игры, мы все равно остаемся в зоне актуального развития. Почему? Так происходит когда мы сами дает ребенку однотипные задания, например, при игре в конструктор, мы чаще всего просим ребенка построить фигуру по образцу или угадать, на что похожа фигура.

Как же подтолкнуть к развитию ребенка в игре с конструктором? Очень просто играя с ребенком 5 – 6 лет в конструктор вы можете давать ему следующие задания. «Давай построим с тобой ракету для Незнайки? Из каких она фигур состоит, нарисуй?» Ребенок думает и на листе бумаги изображает схематически ракету. А потом ее строит из конструктора.

Играя с ребенком надо все время чуть-чуть не договаривать, чтобы ребенок подумал, а как это можно сделать. Таким образом мы будем его подталкивать к вершине.

Путеводитель по стране игр

Все игры можно разделить на две группы:

1. Игры с правилами: классики, прятки, догонялки, лото, разрезные картинки, кубики Никитиных. Все эти игры похожи тем, что в них есть правила, и мы по ним действуем. Во всех играх есть партнер и момент соревнований. Это очень важно для развития ребенка. Ребенок учится не только выигрывать, но и проигрывать! Т.е. получает иммунитет к неудачам в жизни! Если мы все время поддаемся ребенку, и он только выигрывает, то он не научится проигрывать и точно также будет вести себя и в жизни.

2. Сюжетные или творческие игры: ролевые, режиссерские, драматизация. В этих играх нет заранее заданных правил. Правила придумывает сам ребенок.

Ролевые игры, например, ребенок доктор и к нему пришли игрушки. Ребенок их лечит из роли доктора.

В режиссерской игре не ребенок доктор, а у него есть игрушка доктор и он ей лечит.

И драматизация – это игра, основанная на какой-то сказке и переигранная.

А теперь ответьте на вопрос: какие игры имеют больший вклад в развитие ребенка, больше на него влияют? Правильно творческие игры, так как там ребенок сам творит правила.

Конечно, игры с правилами тоже нужны, но смотрите, что у нас происходит. Мы покупаем ребенку игру в коробке, и мы вынуждены объяснить ему правила игры и он по ним играет. А когда ребенок играет с куклой или мишкой мы думаем, а играет и ладно, я займусь своими делами. И получается, что самым главным играм мы не уделяем внимания.

Что же дают ребенку творческие игры?

1. Средство самовыражения. Играя в сюжетные игры ребенок хозяин жизни. Он может быть, где хочет, кем хочет, и вести себя как хочет. Им никто не управляет, он сам управляет игрушками. У ребенка закладывается понимание, что я могу, у меня получится, я найду выход из любой ситуации, я успешен.

2. Развитие воображения и образного мышления. В школе ребенка часто просят, посчитай в уме, но ребенок никогда не посчитает в уме, если он до этого никогда не играл в уме. Родители более взрослых детей наверно наблюдали такую картину, ребенок лежит и смотрит на игрушки и ничего не делает. Если его спросить, что он делает, он ответит, играю. Он лежит и представляет, как играет своими игрушками.

У ребенка развивается воображение, он может использовать в своей игре не только игрушки, а подручные предметы: ракушки, камушки, ленточки, листочки и т.д. Т.е. если такой ребенок с развитым воображением попадет туда, где нет игрушек, он будет играть тем, что найдет.

3. Развитие эмоционального мира. Важно чтобы ребенок в творческой игре сопереживал. Врач своему пациенту, мама сопереживала или радовалась вместе со своим ребенком и т.д.

4. Опыт взаимодействия с людьми! Это можно заложить только в дошкольном возрасте и только в творческой игре. Умение прислушиваться к мнению других людей, умение учитывать его, но и себя не давать в обиду, т.е. умение взаимовыгодно сотрудничать с людьми.

Ситуация из жизни. Дети играют в песочнице, один ребенок, назовем его Саша, взял машину, а второй (Миша) тоже хочет ей поиграть. Миша подошел к Саше и говорит, давай играть вместе, а Саша отвечает, нет я сам хочу поиграть. Миша расстроился и побежал к маме жаловаться. Т.е. Мише мама не показала способы, как можно выйти из этой ситуации, он не знает, что делать, поэтому побежал к маме. А если эта ситуация произойдет там, где нет мамы, что будет делать Миша? Скорее всего он отберет игрушку и будет конфликт. Что можно было еще сделать?

— подождать, когда Саша наиграется и взять игрушку. Вернее договориться с Сашей, что когда он наиграется, то даст игрушку Мише;

— поменять на другую игрушку;

— поиграть вместе, предложить сюжет.

Все эти варианты развития событий надо проиграть с ребенком, чтобы он знал, как поступить в этой ситуации в следующий раз. И главное, что поймет ребенок, это то, что надо искать выходы из ситуации. Если не получилось так, попробуем по-другому.

5. Умение управлять своим поведением. Например, девочка играет в дочки-матери, она мама. И в игре она берет и бросает куклу (свою дочку) на пол. Здесь можно сказать, «Маша, а ты ведь мама, ты видела, чтобы мама свою дочку на пол бросала?» Ребенок улыбнется и быстро все исправит. А вот если просто сказать «Маша подними куклу», то скорее всего вы ничего не добьетесь. Потому что это будет уже претензия, которая будет негативно восприниматься ребенком. А вот из роли он обязательно это сделает!

Осталось научиться играть с ребенком не на его уровне, а постоянно толкая его чуть-чуть вперед. Как мы это будем делать? Об этом мы поговорим в следующей статье «Как играть с ребенком?».

Теперь вы знаете, что развить ребенка можно в творческой игре!


Похожие публикации