Стоит ли раньше идти в школу. В первый класс с шести лет

В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу? На сегодняшний день возраст детей, которые идут в школу варьируется от 6 лет до 8 лет. Многие родители 6-летних детей, видя, что ребенок может и читать, и писать, он очень способный, отдают его в школу. Есть родители, которые понимают, что даже в 7 лет ребенку будет сложно обучаться даже по обычной, не усложненной программе. Таких родителей волнует вопрос, а можно отдать в школу ребенка в 8 лет? Возможный возраст начала обучения во многом зависит от психофизиологической готовности ребенка к обучению. Этот компонент является одной из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. Родители чаще обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка. Определить готов ли ребенок к школьному обучению помогут различные тесты. Можно самостоятельно сделать их вместе с ребенком дома, а можно и попросить помощи у психологов или педагогов.

Существует примерный возраст, указанный в законе, который позволяет родителям отдать ребенка в школу. В Законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) и в Постановлении от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН) указано, что оптимальным возрастом начала школьного обучения будет возраст от 6 лет и 6 месяцев и не позже возраста 8 лет.

Выдержки из нормативных актов:

1. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев (п.10.1 СанПиН).

2. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (п.1 ст.67 Закона).

Таким образом, если ребенку на 1 сентября исполнилось 6 лет и 6 месяцев, то по заявлению родителей его принимают в школу. Получается, что в Законе указан примерный возраст начала обучения. В особенных случаях возрастные границы сдвигаются, и в зависимости от решения родителей школа имеет право взять ребенка и до 6 лет 6 месяцев, а также позже 8 лет. Если ребенок поступает в школу в возрасте до 6 лет и 6 месяцев к началу учебного года, то СанПиН рекомендует проводить обучение школьника с условием соблюдения всех гигиенических требований в рамках образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (п.10.2 СанПиН). Что это может означать? Это может означать и соблюдение режима дня, который включает сон, прогулку, игры, занятия, перерывы для приема пищи. При составлении уроков следует включать игровые моменты и учитывать, что это ведущая деятельность ребенка возраста 6 лет. Необходимо учитывать потребность в двигательной активности в течение дня. Если обучающийся зачислен в школу в раннем возрасте (школьнику нет еще шести с половиной лет), то ему в соответствии с СанПиН должны обеспечить соответствующие условия пребывания в школе (1 класс в помещение детского сада, отдельные помещения для спальни). Раннее начало обучения — это фактор, который может негативно сказаться на успешности освоения учащимся образовательной программы. Психологическая и физиологическая незрелость будут препятствовать успешному обучению ребенка и адаптации в школе, в связи с высокими требованиями к готовности к школьному обучению. Самое главное, чтобы проблемы не начались у шестилетнего ребенка, который должен долго сидеть за партой, быть внимательным и сосредоточенным на протяжении всего учебного дня.

Что должны уметь дети, которые приходят в школу?

Могут ли отказать в приеме в образовательную организацию по причине того, что ребенку уже исполнилось 8 лет или еще нет 6 лет и 6 месяцев?

Причиной отказа в приеме в школу не может служить недостаточный возраст ребенка. Правила приема граждан в школу и перечень необходимых документов не может быть изменен в зависимости от возраста обучающегося. Родителям ребенка имеют право отказать в приеме в школу только, если нет свободных мест. Если ребенок имеет право на получение образования соответствующего уровня, то его должны принять в школу.

Выдержки из Закона:

«В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест» (п.4 ст. 67 Закона).

Следует отметить, что не допускается тестирование обучающихся и отбор дошкольников в зависимости от уровня готовности к школе. Диагностика готовности к школе может осуществляться только с согласия родителей и после поступления в образовательное учреждение. Федеральное законодательство также не предусматривает наличие заключения ПМПК, как обязательное условие при поступлении в школу ребенка в возрасте до 6 лет 6 месяцев.

Не каждый готов дотянуться до уха

– Какие изменения вы замечаете в поведении первоклассников?

– Последние два десятилетия показали, что проблем у первоклассников становится больше. В массе своей они хуже переносят школьную нагрузку. В основном из-за того, что детей отдают в школу слишком рано – физически и эмоционально не созревшими. Причем эта недозрелость не обязательно зависит от календарного возраста.

Сегодня много детей, которые и в 7 и даже в 7,5 лет по своему психофизиологическому развитию к школе не готовы. Индивидуальные сроки развития ребенка сдвинулись: более позднее созревание стало очевидным. Поэтому далеко не все дети в 7 лет обязательно должны идти в школу. Это отражено и в федеральном Законе об образовании. Недавно в него были внесены изменения. Добавилась норма, позволяющая отдавать ребенка в первый класс в возрасте более 8 лет – по заявлению родителей.

– То есть можно ребенка в 9 или в 10 лет отдавать в первый класс?

– Нет, речь все-таки идет о поступлении в школу на несколько месяцев позже восьми лет. А если ребенок в 10 лет не готов к первому классу общеобразовательной школы, то, наверное, ему тогда нужна не обычная, а коррекционная программа.

– А почему дети стали созревать позже?

– Однозначного ответа нет. Возможно, это связано с общим ухудшением здоровья матерей и различными осложнениями при родах, которые впоследствии сказываются на детях. Сегодня чаще выхаживают глубоко недоношенных, у которых тоже могут замедляться сроки развития. Плохая экологическая обстановка также влияет. Тут много факторов.

Родители часто думают: «Мой ребенок читает, считает, в садике его хвалят. Значит, к школе подготовлен». Но они судят только по интеллектуальному развитию, не принимая в расчет физическое и психоэмоциональное. И часто оказывается, что ребенок физиологически не может выдерживать школьный режим! Четыре урока подряд пять дней в неделю для несозревшего малыша – непосильная нагрузка. Эти дети не могут долго удерживать рабочую позу – то есть сидеть ровно, спокойно, сложив руки. Ведь сидеть за партой вообще не физиологично, потому что ребенок развивается в движении. И для него это по сути – физическая нагрузка. Если он сосредоточится на том, чтобы сидеть ровно, то при этом не сможет думать и решать задачу. В конце концов он начинает ерзать, крутиться, обращать на себя внимание, мешать учителю. Чаще всего с такими проблемами сталкиваются так называемые гиперактивные дети. Сейчас многие медики и физиологи говорят, что их количество увеличивается. Во всем мире их примерно около 17%. Но в некоторых источниках пишут, что в России таких детей уже около 30%.

– Как родители могут понять, готов ли их ребенок к школе?

– Есть три простых, правда, достаточно грубых критерия. Первый – так называемый Филиппинский тест, показывающий степень морфологической зрелости мозга ребенка. Ребенок должен легко дотянуться левой рукой до правого уха через темечко. Малыш 4–5 лет с таким заданием не справится, потому что пропорции тела у него таковы, что голова большая, а ручки еще короткие. А если произошел полуростовой скачок, то ребенок дотянется, и, скорее всего, морфологически он тоже созрел. То есть структуры головного мозга созрели.

Еще показатель зрелости – смена молочных зубов. От 4 до 10 постоянных зубов должно быть у ребенка к моменту поступления в школу.

И третий критерий – вес не менее 23 килограммов. Считается, что совсем хрупкий и мелкий ребенок не сможет справляться со школьной нагрузкой. Он и инфекциями детскими будет чаще болеть, пропускать занятия, отставать.

Самый лучший способ узнать, готов ли ребенок к школе, – обратиться к психологу. У нас есть специальная программа тестирования. Проверяем не только интеллектуальную готовность, но еще смотрим на поведение ребенка. Например, как он воспринимает задачу, насколько отвлекается, может ли усидеть на месте спокойно. Ребенок садится за стол во вращающееся кресло. Гиперактивный сразу же начинает в нем качаться, вращаться. А бывает, приходит девочка: сядет, ручки сложит и молчит – слушает. Девочки вообще быстрее созревают, где-то на год-полтора раньше мальчиков того же календарного возраста. Получается парадокс. Родители всегда хотят мальчиков пораньше в школу отдать, чтобы после ее окончания осталось время до армии поступить в вуз. А созревают-то мальчики позже! Школа вообще женское царство. Требования в начальных классах – это, в основном, требования дисциплины и аккуратности. Их легче выполняют девочки. А мальчишкам скучно отсчитывать четыре клеточки слева, еще сколько-то сверху, чтобы красиво написать крючочки... И, как правило, мальчики более подвижные. Им диагноз «гиперактивность» ставится в 4 раза чаще, чем девочкам.

Гимназии для особых родителей

– Должен ли ребенок при поступлении в школу уметь читать, писать, считать?

– Требовать этого в школах не имеют права. Но на практике... Когда я обследую детей перед поступлением в лицей или гимназию, 99% из них уже умеют читать. Если ребенок попадет в этот один процент неграмотных, как он будет себя чувствовать в классе, где все читают? Ведь учитель будет ориентироваться на большинство. Но в обычных школах, не в лицеях-гимназиях, детей, не знакомых с азбукой, больше. Думаю, туда можно спокойно отдавать и нечитающего ребенка.

– Получается, школы сильно поляризованы. Есть сильные – для подготовленных детей, а есть слабые – для всех остальных?

– Понятно, что в лицеях и гимназиях нагрузки посерьезнее. Они, если можно так сказать, имеют своих родителей, которые очень высоко мотивированы, чтобы их дети поступили именно в это образовательное учреждение. Такие родители заранее готовят детей: водят на курсы, занимаются по специальным пособиям. Главное при этом – чтобы родительские амбиции не превалировали над интересами ребенка. Потому что мало кто, к сожалению, руководствуется индивидуальными особенностями и сроками созревания своего чада. Чаще берутся в расчет другие причины. Например: «Хорошо бы поступить в этом году, потому что в следующем заселят новые дома и желающих станет больше». Или: «Соседкин ребенок идет в первый класс, и мы тоже, чтобы проще было отводить-забирать из школы». Такие родители своего добиваются. Иногда даже раньше чем в шесть с половиной лет отдают в школу. И в результате обрекают на мучения собственных детей, учителей и себя. В сентябре-октябре к нам в Центр очень много родителей приходят с жалобами на то, что ребенок на уроках отвлекается, не может запомнить и выполнить, что говорит учитель. Что учителя на него жалуются, потому что он мешает проводить уроки.

– Как вы помогаете таким детям?

– Ускорить процесс созревания головного мозга невозможно. Лучше всего для такого ребенка, если родители заберут его из школы и в следующем году заново отдадут в первый класс. Но они, как правило, забирать не хотят. Поэтому мы обсуждаем с ними, как готовить домашнее задание, какие кружки лучше посещать. Если у ребенка есть поведенческие проблемы, берем в коррекционные группы. У нас есть комиссия, которая подбирает образовательный маршрут ребенку. Если он не справляется с обычной общеобразовательной программой, то ему рекомендуют коррекционную школу. Но все это – с согласия родителей.

Поправить последствия того, что ребенок пошел в школу раньше срока, намного труднее, чем их предотвратить. Потому что у ребенка складывается определенная негативная репутация у одноклассников, падает самооценка... А виноваты родители, которые руководствовались своими амбициями или удобством!

По моим оценкам, сегодня практически в каждом классе есть как минимум 2–3 человека, которых отдали раньше времени и они еще «не дозрели».

Мамы и папы не должны стремиться определить ребенка в школу в возрасте до 7 лет (в 6,5 лет и даже младше).

Такое мнение выразили и обосновали специалисты Института возрастной физиологии Российской академии образования. Директор этого научного центра Марьяна Безруких настоятельно попросила родителей не спешить с обучением ребенка.

Закон "Об образовании в России" позволяет родителям самим решать, когда отвести сына или дочку в первый класс, минимальный возраст - 6,5 лет . Специалисты в области возрастной физиологии утверждают, что лучше всего отдавать ребенка в школу с 7,5 лет, а иногда и с 8,5 лет.

Они внимательно изучили вопрос и пришли к выводу, что дети, которых отдают в школу в 6,5 лет чаще болеют, хуже учатся, сильнее устают, мало интересуются дополнительным образованием. Нагрузка, которая начинается с первого класса, не по силам шестилеткам , уверены специалисты.

Исследование провели в 15 российских регионах.

Оно коснулось 60 тысяч ребят в возрасте 6-7 лет. Детальное изучение вопроса показало, что около 50% детей, которых привели в первый класс, имеют несформированную речь , а у 30% детей - недостаточно развитое моторное и эмоциональное развитие .

Готовым к школе Марьяна Безруких и ее команда детских психологов считают ребенка, который обладает достаточной усидчивостью и после 40 минут спокойного сидячего занятия способен запоминать, фиксировать новую информацию и эмоционально ее осмысливать.

Таких детей в возрасте 6,5 лет, по статистике, увы, не более 5% .

Закончились праздники. В разгаре запись детей в школу, и многие родители нет-нет, да и задумаются над тем, не отдать ли чадо учиться пораньше. Чаще всего такой вопрос встаёт перед теми, чьим детям первого сентября будет больше шести с половиной, но меньше семи лет, то есть перед родителями дошкольников, родившихся осенью, зимой, либо ранней весной. И ломают бедные мамы и папы головы: отдать ли сейчас, или всё же в семь с половиной, а то и почти в восемь лет?

Битва аргументов

У сторонников каждого варианта свои аргументы. Те, кто считает, что отдавать ребёнка в первый класс нужно раньше, приводят следующие:

  • Учиться и так одиннадцать лет, а если только в восемь (ну, или почти) в школу пойдёт, то закончит аж в девятнадцать! Кошмар!
  • Ребёнок уже сейчас готов к школе, а в детском саду ему неинтересно.
  • Пойдёт позже - над ним все будут смеяться.
  • Пусть лучше тянется за старшими, чем учится среди младших.

Сторонники мнения, что учёба не волк, в лес не убежит, а потому лучше отправлять ребёнка в школу позже, в ответ контраргументируют:

  • Пусть подольше продлится беззаботное детство.
  • Уметь читать и писать - это не значит быть готовым к школе.
  • Маленького будут дразнить.
  • Шестилетку в школе просто затопчут.

Это основные высказывания представителей каждой стороны, однако аргументов как за, так и против можно придумать великое множество. А что же думают обо всём этом учителя, психологи и другие специалисты? Попробуем узнать.

Муки выбора

Давайте не будем лукавить, дорогие родители, и честно признаемся сами себе в том, что частенько в детях мы реализуем свои мечты и амбиции. Ведь куда приятнее сообщать всем родным, знакомым и коллегам, что шестилетка пошёл в школу, чем объяснять им же, почему ребёнку уже семь, а он всё ещё ходит в детский сад. Однако специалисты в своих выводах на редкость единодушны. По мнению большинства из них, не стоит торопиться и отдавать детей в школу слишком рано.

Родители должны помнить - нет одинаковых детей. Даже если все ровесники вашего ребёнка уже готовятся к первому классу, это совершенно не означает того, что и вы должны непременно стремиться к этому. Подготовительная группа детского сада, куда ходит ваш дошколёнок, и уже исполнившиеся шесть лет вовсе не гарантируют того, что ребёнок готов к школе. Кстати, беглое чтение и умение складывать в уме двухзначные числа тоже ничего такого не гарантируют. Потому что необходимы ещё и психологическая готовность, и физиологическая зрелость.

Готов - не готов?

Как же понять, готов ли ребёнок к школе?

Если уж мы начали говорить начистоту и заниматься самокопанием, то давайте и продолжать в том же духе. Большинство современных родителей - люди довольно образованные, прочитавшие несколько (пару, много - нужное подчеркнуть) книг по детской психологии, а потому они могут и сами довольно ясно понимать, что представляет из себя их ребёнок. Если, конечно, слепая родительская любовь не застит глаза. Поэтому для начала честно ответьте себе, готов ли конкретно этот ребёнок, на ваш взгляд, к школе. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, если была секундная заминка перед жизнеутверждающим «да!», то не полагайтесь только на своё мнение, посоветуйтесь со специалистами.

Для начала переговорите с воспитателями, они часто и подолгу видят наших детей, имеют возможность наблюдать за ними в разных ситуациях, а если к этому прибавить беспристрастность (им-то ведь слепая любовь глаза не застит) и опыт, то их точка зрения будет очень важна.

Сомневаетесь в объективности или хотите услышать мнение других специалистов? Тогда вам прямая дорога к психологам, неврологам и нейропсихологам. Попросите их провести диагностику. Возможно, её результаты будут неожиданными или даже малоприятными для вас. Но в этом случае стоит прислушаться.

С одним из наших сыновей мы ходили на занятия к нейропсихологу. Их же посещала девочка, которой на тот момент было шесть лет, в сентябре мама собиралась отдавать её в школу. Наблюдая за девочкой и мамой, я пришла к двум выводам. Первый: малышка к школе не готова. Второй: мама понимает это, но боится, что отдавать дочку в первый класс почти в восемь лет (день рождения у девочки в октябре) будет уж слишком поздно.

В разговоре мы как-то коснулись этой темы, и в ответ на просьбу собеседницы я мягко высказала свою позицию. И к своему удивлению увидела в глазах женщины не обиду, а облегчение. Оказалось, что она тоже так думала, но ни у мужа, ни среди родных и друзей поддержки не находила. Все настаивали на том, что в школу девочке нужно срочно. Ведь она же не больна, задержки развития нет, умеет читать и считать. И никто не понимал, что, несмотря на эти бесспорные факты, девочка к школе не готова. Я стала первым человеком, кто понял то, о чём интуитивно догадывалась внимательная мама.

Нейропсихолог, проведя диагностику, тоже согласилась с нами. По моему совету мама поговорила с воспитателями, их выводы были такими же: учиться рано, и точка. В итоге ребёнок пошёл в школу почти в восемь лет. Чему родители (в том числе и папа, который до беседы с нейропсихологом настаивал на своей точке зрения), теперь только рады.

У вас нет возможности проконсультироваться со специалистами? Воспользуйтесь тестами, которые определяют школьную зрелость, их можно найти в специальной литературе или даже в Интернете. Существуют , всесторонне готовый к школе. Не поленитесь, внимательно изучите их и честно признайтесь сами себе, всё ли под силу вашему ребёнку.

Как быть?

Если специалисты считают или тесты показывают, что уровень знаний, умений и навыков ребёнка более-менее сопоставим с тем, что требуется первокласснику, обязательно обратите внимание на те моменты, которые пока вызывают трудности. За то время , вы успеете многое подтянуть.

Большее внимание обращайте даже не на технику чтения и скорость устного счёта, а именно на бытовую и психологическую готовность. Проблемы с учёбой редко начинаются из-за неразвитого интеллекта, гораздо чаще - из-за социальных проблем, недостаточного развития мелкой моторики, неусидчивости, неумения сосредотачиваться. С этими трудностями можно и нужно работать. Важно не ждать у моря погоды, а определить проблему и начать с ней бороться. Благо, если вашему ребёнку сейчас шесть лет, время ещё есть.

Специалисты или результаты тестов говорят о неготовности дошколёнка? Примите это как данность и дайте ребёнку и себе ещё один год. Не опускайте руки, занимайтесь с ним. Скорее всего, за это время многое изменится, а малыш окончательно дозреет до школы. И тогда годы учёбы не станут для него и для вас непрекращающимся кошмаром.

А в качестве финального аккорда ещё две истории из моей практики:

История первая. Удивительная закономерность

Сейчас в первый класс не берут детей младше шести с половиной лет. Во всяком случае, так должно быть, хотя, конечно, встречается всякое, но это всё же исключения, а не практика, большинство же дошколят становятся первоклашками именно не раньше шести с половиной лет. Однако ещё несколько лет назад учителям приходилось работать с теми детьми, кого родители отдали в школу в шесть, а то и неполные шесть лет. Таких в каждом классе, как правило, было немного, двое-трое.

Впервые я обратила внимание на этих детей на втором году своей работы в школе, как только окончательно освоилась и начала приобретать опыт. В один из моих классов пришла чудесная девочка, назовём её Аля. Училась она средне, но была очень славной, доброй и обаятельной. Однако при этом одноклассники относились к ней несколько свысока. Учителя недоумевали, поскольку класс был хорошим, до этого всех новеньких ребята принимали безо всяких проблем. А тут вдруг такое.

Классный руководитель, чуткая и неравнодушная женщина, пыталась разобраться. К счастью, в этом же классе учился её сын, который в итоге и помог понять, что к чему. Выяснилось следующее: одноклассники, узнав, что новенькая младше большинства из них на год, а некоторых почти на два, посчитали её «мелюзгой» и хотя и не обижали, но общаться с ней считали ниже своего достоинства.

Вам смешно? А теперь вспомните себя в школе. Если на даче или у бабушки в деревне мы запросто могли общаться, не замечая (ну, или почти не замечая) разницу в несколько лет, то в школе, особенно в средних классах, дружба между представителями разных параллелей была большой редкостью. В этом возрасте год-два разницы - целая пропасть, а пренебрежительное «мелкота», брошенное кем-то из старших однокашников - ярлык.

После того случая я стала специально обращать внимание в том числе и на возраст своих учеников. И - невероятно! - неоднократно подмечала, что если есть в классе ребёнок, которого не то чтобы недолюбливают, но сторонятся, то он с большой долей вероятности как раз младший. Тех же, кто старше большинства одноклассников, как раз чаще уважают и считают авторитетом. Конечно, эта закономерность имеет свои исключения, однако в моей практике они встречались не так часто, а вот подтверждения этого наблюдения - регулярно.

История вторая. Нелёгкая жизнь вундеркинда

Игорь пошёл в школу в семь лет, но учился так хорошо, что в середине второго класса было принято решение перевести его в третий. Мальчик поначалу обрадовался. Его родителям и ему самому польстило такое явное признание успехов, способностей и вложенных трудов.

Перескочив из класса в класс, Игорь быстро освоился и учился по-прежнему хорошо. Но вот с одноклассниками контакта не было. Как и в случае с Алей, его считали слишком маленьким. Нет, Игоря никто не обижал, им даже гордились и хвастались перед другими классами. Но вплоть до окончания школы Игорь дружил с ребятами из своего прежнего класса.

Конечно, в институте он нашёл себе друзей. Однако как-то раз в разговоре со мной грустно заметил, что предпочёл бы учиться среди ровесников и окончить школу на год позже.

Так что, принимая решение отдавать ребёнка в школу в шесть с половиной лет или всё же в семь с лишним, обязательно взвесьте все «за» и «против» и не забывайте о том, что все дети разные.

Мы с мужем, кстати, имея троих сыновей, родившихся зимой, тоже были вынуждены выбирать, когда же отдавать их в школу. И каждый раз учитывали всё то, о чём я написала выше. В итоге наш старший сын пошёл в первый класс в семь с половиной лет, а средний - в шесть лет и восемь месяцев. Пока мне кажется, что мы не ошиблись, поступив именно так. Младшему сыну недавно исполнилось пять, и сейчас я ещё присматриваюсь к нему. Потому что мне не хочется ошибиться и усложнить жизнь своему ребёнку и себе. Лучше я наступлю на горло собственным амбициям и подожду лишний год. Хотя лишним он совершенно точно не станет.

Фото - фотобанк Лори

Похожие публикации