Способы снятия стресса и эмоциональная разрядка. Эмоциональная разрядка Методы эмоциональной разрядки

В процессе трудового дня неизбежны моменты, когда необходимо регулировать уровень нервно-психической активности. В одном случае активность снижается, появляется чувство безразличия. В другом, наоборот, нарастает нервное напряжение. Следует учесть, что по мере снижения работоспособности изменяется и эмоциональная устойчивость, появляется ненужная раздражительность. Факторы, которые до этого казались совершенно нейтральными, начинают восприниматься иначе, вызывают гнев, обиду, способны вызвать ссору.

Очень важно все время контролировать себя, не допускать снижения работоспособности ниже определенной критической нормы.

Если вы не можете отойти от своего рабочего места, то очень помогают дыхательные упражнения. Надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10-15 секунд, а затем резко выдохнуть. Дыхательные упражнения лучше сочетать с мышечным напряжением и расслаблением. Например, сделать вдох, задержать дыхание, сжать руки в кулаки, напрячь мышцы рук, спины, живота.

Резко выдохнуть, расслабить все мышцы тела, сделать несколько встряхивающих движений. Повторить это упражнение несколько раз.

Нельзя забывать о выражении лица. Сразу же "включайте" внутреннее зеркало, избавьте лицо от ненужных мышечных зажимов. При задержке дыхания можно слегка надувать щеки, делать глотательные движения. После вдоха проведите по лицу рукой, как бы снимая остатки тревоги, раздражения.

Поднимите углы губ вверх, не забывайте про улыбку. Постарайтесь почувствовать, как приятное ощущение от углов губ идет в стороны к ушам.

Проведите рукой по мышцам шеи. Если они напряжены, наклоните голову вперед, назад, сделайте несколько вращательных движений. Можно слегка помассировать шею. Легкими движениями погладьте мышцы от плеча к уху. Слегка потрите подушечками пальцев заушные бугры. Это улучшает приток крови к голове и облегчает нервную разрядку.

Опустите руки вниз, выпрямите пальцы и максимально разведите их в стороны. Почувствуйте, как напрягаются мышцы. Теперь расслабьте руки и сравните ощущения. Выполните эти движения несколько раз.

Попробуйте до предела разогнуть кисти рук, сравните возникающие ощущения с предыдущими, а затем сожмите пальцы в кулаки. Делать это надо не спеша, обращая внимание на состояние мышц предплечий. Нелишне использовать самоприказы типа: "Я успокаиваюсь", "Я успокаиваюсь все больше и больше", "Я спокоен, уверен в своих силах и возможностях". Впрочем, самоприказы могут быть самыми разными, это дело вкуса. Главное, чтобы они были именно самоприказами.

Эмоциональную разрядку принесет любимая музыка, ходьба.

Р.Бардина

"Приемы эмоциональной разрядки" и другие статьи из раздела

Дневники
Длительные отрицательные эмоции пагубны для здоровья. Поэтому очень важно не "зацикливаться" на них, а переключаться на что-нибудь другое, причем необязательно только на радостное. Ибо, как выяснилось, привычка постоянно убеждать себя, что "все хорошо", тоже может иметь неблагоприятные последствия для организма. Например, психологи из Университета Эдельфи (Нью-Йорк) убеждены в том, что американский обычай на все вопросы о делах, семье и прочем отвечать "О"кей!" - вреден для здоровья. Эмоциональное напряжение, чувство неудовлетворенности, гнев - часть нормальной человеческой жизни.

Исследования показали, что людей с комплексом отрицания негативных переживаний чаще настигают болезни сердца, рак и другие недуги. Ученые предлагают такой выход: ведите дневник. В пользу этого свидетельствуют результаты следующего эксперимента.

Две группы людей работали примерно в одинаковых условиях - напряженный ритм, стрессовые ситуации. Одной группе предложили записывать в течение нескольких дней то, что в последнее время наиболее сильно их травмировало на работе, в семейных отношениях, в иных ситуациях. Люди ежедневно 15 - 20 минут честно фиксировали негативные переживания в дневнике. Другая группа вела себя как обычно. И вот что выяснилось: те, кто "изливал душу" хотя бы наедине с собой, чувствовали себя лучше, чем те, кто не имел такой привычки.

По мнению многих исследователей, дневник помогает снять излишнее возбуждение, улучшить успеваемость в учебном заведении и даже... сохранить рабочее место.

По мнению профессора психологии Техасского университета Джеймса Пеннебэйкера, самоанализ не является панацеей, и человеку, столкнувшемуся со смертью близких, крушением семьи, не станет мгновенно лучше после того, как он "выплеснет" эмоции на бумагу. Вместе с тем ученый считает, что ведение дневника "следует рассматривать в качестве недорогого и простого, хотя порой и мучительного, средства сохранения вашего здоровья".

Эффект такого рода психотерапии пока остается загадкой, но ее благотворное воздействие не только на настроение, но и на весь организм очевидно. Сразу после того, как человек письменно "излил душу", у него понижаются давление и частота пульса, кожа становится суше - он расслабляется.

Длительные наблюдения позволили установить, что ведение дневника улучшает работу иммунной системы и дает положительные результаты при лечении широкого диапазона заболеваний, начиная от простуды и гриппа и кончая душевными расстройствами, вызванными посттравматическим шоком. Причем независимо ни от возраста, ни от национальности, ни от уровня интеллектуального развития. Интересно, что больший положительный эффект методика оказывает на сильный пол. Вполне вероятно, что это связано с тем, что в отличие от прекрасной половины мужчины не любят говорить вслух о своих чувствах.

Подарки
Считается, что дети - большие любители сладостей, особенно - шоколада. Однако согласно некоторым статистическим данным, взрослые поедают шоколада ничуть не меньше. Почему мы так любим этот продукт?

Легендарный ловелас Казанова утверждал, что шоколад возбуждает эротические чувства и потому служит важным компонентом любовных игр. (Не потому ли издавна кавалеры дарят шоколадки понравившимся дамам и угощают их шоколадными конфетами?) Известно, что правитель ацтеков Монтесума выпивал несколько чаш шоколадного напитка перед тем, как отправиться в свой гарем.

Некоторые специалисты утверждают, что все дело в фенилэтиламине. Это вещество, родственное гормону адреналину, стимулирует нервную систему, повышает кровяное давление и частоту пульса. То есть, в известном смысле, оно сообщает организму на биохимическом уровне состояние, схожее с влюбленностью. К тому же фенилэтиламин связан с эндорфинами - веществами, возбуждающими положительные эмоции. А в 100 граммах шоколада содержится до 660 миллиграммов фенилэтиламина.

Увы, это объяснение нельзя признать исчерпывающим. Помимо шоколада, немало фенилэтиламина содержится в других продуктах, например в сыре и колбасах салями. Однако по популярности они намного уступают шоколаду.

"Химическую" теорию опровергают и простые подсчеты. Так, доктор Д. Пайомелли из Американского национального института психического здоровья указывает, что вещества, входящие в состав шоколада, отчасти аналогичны компонентам марихуаны. Однако в пагубную зависимость от шоколада попасть невозможно. Д. Пайомелли подчеркивает: "Чтобы впасть в состояние эйфории, сродни наркотическому опьянению, человеку среднего веса (порядка 60 кг) надо съесть за один присест целых 11 килограммов шоколада".

А вот английский психолог Дэвид Бус полагает, что состав или физические свойства шоколада не столь важны, как условный рефлекс, воспитанный у всех с детства. Шоколад и шоколадные конфеты обычно дают детям в качестве подарка, поощрения, вознаграждения, праздничного угощения. И на всю жизнь эта связь остается в сознании (а точнее - в подсознании) человека. Поэтому взрослые, покупая плитку, устраивают символический маленький праздник для себя. Любопытно, что, по английской статистике, объем продажи шоколада увеличивается в годы экономического спада, когда многие нуждаются хотя бы в маленьком утешении. Глядя на прилавки наших киосков, усеянные шоколадками со всех концов света, убеждаешся в правоте психологической теории.

Но из этих наблюдений можно сделать и более обобщенные выводы. Человек нуждается в позитивном стимулировании, особенно когда находится в состоянии подавленности. Шоколад -один из многих подобных стимулов. Кому-то больше поможет любимая песня, другому - встреча со старым другом, третьему - просто неторопливая прогулка по парку. Делая себе маленькие, но приятные подарки, мы вносим проблеск света в будни, кажущиеся беспросветными. Такая житейская психотерапия помогает многим.

Смех
В историю медицины американский психолог Норман Казинс вошел под именем "человека, рассмешившего смерть". Около 30 лет назад его поразил редкий недуг - коллагеноз. Врачи практически не оставили ему надежды. И тогда Казинс выписался из больницы, попросил перевезти его в гостиницу и принялся одну за другой смотреть кинокомедии. Через несколько дней почти непрерывного смеха его перестали мучить боли, а анализы показали, что воспаление тканей пошло на убыль. Вскоре он настолько оправился от болезни, что смог вернуться к работе. "Случай Казинса" заставил врачей всего мира "научно" взглянуть на целительную природу смеха, хотя благотворное влияние положительных эмоций на организм было известно еще с древности.

Смех - не просто внешнее проявление положительных эмоций. Он благотворно влияет на жизненно важные процессы в организме. Стоит нам вволю похохотать, и пульс учащается до 120 ударов в минуту. Улыбка дает отдых мышцам лица: чтобы состроить угрюмую гримасу, нужно напрячь 43 мышцы, а для того, чтобы улыбнуться, - только 17. В свою очередь, это ведет к охлаждению крови в сосудах головного мозга. Образуются вещества, которые стимулируют работу левого полушария - как раз оно отвечает за то, чтобы организм мог ощутить положительные эмоции. Биохимические процессы, протекающие в это время, тормозят образование "стрессовых" гормонов кортизола и адреналина. В слюне появляется большое количество иммуноглобулинов, что повышает защитные функции организма. Во время приступа смеха в крови появляется эндорфин, который может даже успокаивать боль.

Смеяться полезно. Это бесплатное лекарство от астмы, мигрени, боли в спине и некоторых расстройств сексуальной сферы. Смех хорошо действует на нашу кожу, он укрепляет сердце, стимулирует кровообращение и снижает кровяное давление, способствует нормальному пищеварению и сну. Одна минута смеха заменяет 45 минут релаксационных упражнений и производит такой же эффект, как дополнительная доза витамина С. Неудивительно, что этими свойствами смеха заинтересовались врачи. Правда, случаи применения его в качестве лекарства пока можно пересчитать по пальцам. По данным журнала "Штерн", в одной из больниц Бирмингема смехотерапия применяется для реабилитации жертв изнасилования. Методом "смехомедитации" работает дерматолог Джан Сюториус в Амстердаме. "Моя теория проста, - говорит он. Пять минут потягиваться и корчить всевозможные рожи, пять минут смеяться, пять минут тишина". Он учит своих пациентов дружелюбно относиться к своим заболеваниям. "Счастье заключено только в самом человеке. Если человек хочет добыть собственное счастье из кого-то другого, это всегда плохо кончается. Каждый должен принять себя таким, какой он есть. Нужно по утрам, глядя на себя в зеркало, сказать своим прыщам: привет, ребята, вот мы и снова вместе, мы проведем с вами чудесный денек. Прыщи не обидятся, если над ними хорошенько посмеяться, это куда здоровее, чем испепелять их ненавистью. Приветливое отношение к своим дефектам расслабит организм, и на расслаблении он и лечится". Недаром в парижских больницах теперь все чаще можно увидеть клоунов. А один шведский врач научно доказал целебное действие карикатур при лечении депрессий.

Соблазны
Часто знание психологических механизмов, лежащих в основе нашего поведения, позволяет избавиться от многих неприятных переживаний. Вот показательный пример, который многое объясняет в мироощущении современного человека, а кому-то, быть может, и облегчит отношение к себе и к миру.

Полвека назад был поставлен несложный психологический эксперимент. Маленьких детей оставляли в комнате, в которой находилось несколько непритязательных игрушек (куклы с отломанными конечностями, неполный набор кубиков, недоукомплектованная железная дорога). Не обращая внимания на несовершенство игрового материала, дети с энтузиазмом принимались им манипулировать и мирно проводили за этим занятием долгое время.

Потом условия изменили. В комнате оставили открытой дверь, которая, однако, была забрана крупной решеткой. А сквозь решетку ребенку открывалось великолепное зрелище - целая россыпь роскошных игрушек. И что же дети? Они моментально утратили интерес к тем игрушкам, которые были им доступны, и принялись любоваться недоступными. Потом насупились, погрустнели. Возвращаться к прежней игре уже не хотелось. Появились слезы, вспыхнули ссоры...

Не правда ли - очень похоже на то, что сегодня происходит со многими из нас? Отчего мы так раздражены и подавлены? Многие ответят: оттого, что живем плохо, бедно. Но так ли уж плохо? Не уподобляемся ли мы тем малышам, которые, завидев за неодолимой преградой яркий соблазн, впадают в уныние? Только не надо думать, будто сама жизнь ставит над нами жестокий эксперимент. Прелесть жизни в том и состоит, что в ней к каждой решетке есть ключик. Не каждый его находит. Но тот, кто в оцепенении застыл перед преградой, рискует не найти никогда.


























































Напряжение – благоприятнейшая почва для развития всевозможных заболеваний, от неврологических до кардиологических.

Копить его ни в коем случае нельзя; необходимо искать способы эффективной релаксации.

Почему мы так устаём?

В жизни современного городского человека относительно мало обязательной физической нагрузки.

Летом ему не приходится сутками пропадать на сенокосе, зимой он не колет дрова и не раскидывает снег. Львиную долю наших домашних обязанностей услужливо берёт на себя бытовая техника: она стирает, помогает готовить, чистить ковры.

Люди, которые выбирают спокойные офисные профессии, казалось бы, и вовсе не должны уставать – подумаешь, какое дело, посидеть за компьютером, поработать в готовой программе… Но почему-то они всё же устают.

Дело в том, что однотипная деятельность , требующая постоянной концентрации, может вымотать больше, чем махание косой или топором. Кроме того, накоплению напряжения способствует ритм большого города.

Уличное движение не позволяет расслабиться по дороге к рабочему месту. В любую секунду может зазвенеть телефон, прийти факс, свалиться на голову совещание или командировка. Наконец, пейзаж в окне не радует глаз. Мы видим непрерывное мелькание, суету, нудное и монотонное чередование многоэтажек.

Способы снятия напряжения

Для удобства разделим советы на два блока, первый будет казаться снятия физического напряжения, второй – психологической разрядки.

Поясним, что деление это – исключительно для удобства. Обычно стресс и физическая усталость ходят рука об руку, и избавление от одного сразу же сглаживает и другое.

Физическая релаксация

Самый верный путь – найти свободное время (столько, сколько возможно – пять минут передышки или месяц отпуска) и сменить род занятий .

Если вы проводите много часов за компьютером, не устремляйтесь к телевизору и не открывайте с рабочего стола любимую игру.

Вам будут полезны прогулки, путешествия. Вы наверняка наслышаны про так называемый активный отдых . или ходьба на лыжах – отличная разрядка.

Вечером расслабиться поможет массаж (особенно если вам его сделает любимый человек).

Надёжным средством для снятия напряжения также можно считать водные процедуры – пенные и лечебные ванны, душ, сауну.

Выспитесь как следует. Сон хорош уже как таковой, а если он ещё и со снами (простите за тавтологию), то эффект превзойдёт все ожидания. Ведь в ночных видениях мы совершенно забываем о своей жизни и заодно – обо всех насущных проблемах.

Существует множество комплексов упражнений для снятия физического напряжения. Простейшее упражнение – глубокие выдохи и вдохи. Понажимайте руками на затылок, одновременно сопротивляясь нажатию. Опишите носом несколько восьмёрок.

Не стесняйтесь всласть потянуться и зевнуть в рабочем кресле. Пусть ваши коллеги не расценивают эти ваши действия как признак лени. Объясните им, что зевота прекрасно расслабляет мимические мышцы, а потягивание – мышцы рук.

Если вы работаете дома, можете сделать полноценную лёгкую гимнастику – с наклонами, приседаниями, качанием пресса.

Психологическая разгрузка

Проведите денёк в совершенно непривычном режиме . Свалите с плеч часть ваших домашних обязанностей. Например, замените домашний обед на семейный поход в пиццерию. А после пиццерии отправьтесь в театр. А после театра по дороге домой слепите с детьми снеговика, пособирайте листья в парке или покатайтесь с горки – в общем, весело отдохните на воздухе.

Займитесь творчеством – любым. Напишите картину или сшейте красивую прихватку.

Сделайте для себя какую-нибудь безобидную приятную мелочь . Вы любите мандарины? Купите себе мандарин и скушайте в удовольствие (но не увлекайтесь едой как лекарством!!!)

Ни в коем случае не используйте для снятия напряжения алкоголь. От него будет только хуже.
Хорошо помогает мелодичная музыка , желательно без слов и не в стиле панк-рок. Подойдёт классика или записи звуков природы.

Спровоцируйте кого-нибудь из близких на разговор по душам . Не важно, кто кому будет изливать душу, вы подруге или подруга вам. Главное, что вы почувствуете себя нужными, неодинокими.

Есть, конечно, и несложные сугубо психологические приёмы быстрого снятия напряжения. Например… порвите газету. Уединитесь и громко спойте что-нибудь, соответствующее ситуации. Помедитируйте перед зеркалом, улыбаясь своему несомненно симпатичному отражению и находя в нём привлекательные черты.

Ваше здоровье и настроение – в ваших руках!

Всегда в хорошем настроении. Методы психорегуляции Некрасов Валентин Петрович

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗРЯДКИ

Следует сразу же оговориться, что все приемы, предназначенные для поддержания хорошего настроения и снятия избыточной нервной напряженности, подходят и для эмоциональной разрядки. Однако в ряде случаев этого бывает недостаточно, так как уже произошел определенный функциональный сдвиг. Образно говоря, эмоциональный тонус дошел до критического порога. Необходимо снизить его величину как можно быстрее, иначе нервного взрыва не избежать. Как же предотвратить неожиданные слезы, неоправданные обвинения, грубые слова?..

Если вы не можете покинуть свое рабочее место, можно использовать упражнения для дыхания. При этом надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10-15 секунд, а затем резко выдохнуть. Дыхательные упражнения лучше сочетать с мышечным напряжением и расслаблением. Например, сделать вдох, задержать дыхание, сжать руки в кулаки, напрячь мышцы рук, спины, живота, промежности. Резко выдохнуть, расслабить все мышцы тела, сделать несколько встряхивающих движений, как бы освобождаясь от всего плохого и ненужного. Повторить это упражнение несколько раз. В каждом конкретном случае нужно делать акцент на фазе разрядки.

Нельзя забывать о выражении лица. Сразу же взгляните в свое внутреннее зеркало, избавьте лицо от ненужных мышечных зажимов. При задержке дыхания слегка надувайте щеки, сделайте глотательные движения. После выдоха проведите по лицу рукой, как бы убирая выражение тревоги, злости, раздражения. Поднимите углы губ вверх, не забудьте про улыбку. Постарайтесь ощутить ее на лице.

Проведите рукой по мышцам шеи. Если они напряжены, наклоните голову вперед, назад, сделайте несколько вращательных движений. Можно слегка помассировать шею. Легкими движениями погладьте мышцы от плеча к уху. Слегка потрите подушечками пальцев заушные бугры. Это улучшает приток крови к голове и облегчает нервную разрядку.

Если нервное напряжение возникло перед обедом или в конце рабочего дня, большую пользу может принести ходьба.

Ходьба с целью эмоциональной разрядки должна строиться следующим образом. Сначала надо 3-5 минут пройти в быстром темпе. Это должно помочь отвлечься, максимально включить в работу мышечный и сердечно-сосудистый аппараты. Идти надо свободно, размашистой походкой, сохраняя правильную осанку. Дышать ровно, спокойно, может быть лишь немного более интенсивно выполняя вдох. Затем 1-1,5 минуты пройти в более медленном темпе и вновь ускорить шаг. Хорошо при этом ввести элемент соревнования. Например, догнать и обойти впереди идущего человека, пройти до намеченного пункта за заданное время. Через 3-5 минут нужно вновь сбавить темп. Полезно в такт шагов слегка напрягать мышцы рук, спины и живота, затем их расслаблять и время от времени делать встряхивающие движения. Например, на 4 шага - напряжение, на 6-10 шагов - расслабление. Ноги при этом не должны напрягаться. Идти все время следует легкой, свободной походкой.

В процессе ходьбы с целью эмоциональной разрядки можно использовать некоторые формулы са­моубеждения и самоприказов. Например: «Я успо­каиваюсь. С каждым шагом все плохое уходит. Возвращается уверенность, спокойствие, хорошее настроение».

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

Сущность эмоциональной взаимосвязи эго Как можем мы себе представить это «отсутствие одиночества во внутренней ментальной реальности»? Две дальнейшие цитаты из Винникотта послужат нам отправной точкой. «Зрелость и способность к одиночеству означает, что у индивида

автора Штайнер Клод

Шкала Эмоциональной Осознанности А теперь позвольте мне ввести шкалу эмоциональной грамотности, чтобы проиллюстрировать эту концепцию. На рис. 2 представлен гипотетический континуум между двумя крайними, не встречающимися в реальной жизни состояниями; от 0 до 100%

Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод

Обучение эмоциональной грамотности1 Эмоциональная грамотность требует от человека значительно большего, чем простое осознание эмоций. Она требует действий в социальном контексте. Ориентируясь на эту цель, я разработал серию тренинговых шагов, позволяющих развить

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Происхождение нервной системы и ее простейшие формы Описанные процессы раздражимости по отношению к биотическим воздействиям, чувствительности по отношению к нейтральным воздействиям, сигнализирующим о появлении жизненно важных воздействий, и элементарного

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

За чертой эмоциональной бедности Если речевые процессы у психопатов билатеральны, т. е. подконтрольны обоим полушариям мозга, вполне возможно, что и другие мыслительные процессы, за которые у нормальных людей отвечает только одно полушарие, также билатеральны.

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Специалист по эмоциональной памяти Эти бессознательные заключения составляют эмоциональные воспоминания, и их хранилищем служит миндалевидное тело. Проведенные Леду и другими неврологами исследования теперь, видимо, наводят на мысль о том, что гиппокамп, долгое время

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Секрет концентрированной разрядки Разрядка – это освобождение от напряжения, ликвидация зажатости, обретение «проницаемости», свободы, преодоление любых ограничений, помех, снятие блокад, нагрузок.Интуиция немыслима вне свободы. Она проявляется в отсутствие любых

Из книги Как прекратить грузить свой мозг и начать жить автора Леушкин Дмитрий

Отсутствие эмоциональной поддержки Убеждения этого кластера сводятся к тому, что люди, представляющие какую-то ценность в вашей жизни, не смогут предоставить вам эмоциональную поддержку, потому что они нестабильны, могут умереть или просто уйти от вас, оставить или

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Из книги Приданое для дочери. Всё, что ты узнаешь, когда станешь совсем взрослой… автора Денисова Ятка

Снимай стресс О необходимости разрядки Ты выходишь из лифта, решая в уме вечное уравнение предстоящего ужина из нескольких неизвестных, как вдруг из-за угла на тебя выскакивает… нет, ты сразу и не разберешь, что это твой давний знакомый, который ждал тебя под дверью 4 часа,

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Стратегии эмоциональной адаптации Когда наступают тяжелые времена, наши эмоции перегружаются, и те, кто может управлять своими эмоциями в неблагоприятных ситуациях, имеют больше шансов на счастливую

Из книги Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Из книги Марс и Венера в спальне автора Грэй Джон

ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ СТРАСТНО ЖЕЛАЮТ РАЗРЯДКИ Когда мужчина касается нежной кожи обнаженной груди женщины, бархатистой внутренней поверхности бедер или теплого увлажненного влагалища, его охватывает желание самому испытать удовольствие и любовь. Лаская ее мягкую

Из книги Управляя изменениями [Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни] автора Адизес Ицхак Калдерон

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Использование динамических пауз и релаксаций на уроках............ 4

Динамические паузы............................................................................. 6

«Покажи мне»......................................................................................... 7

Релаксация.............................................................................................. 9

Упражнения для эмоциональной разрядки....................................... 10

Советы психолога................................................................................ 13

Комплекс упражнений для глаз.......................................................... 14

Дыхательная гимнастика.................................................................... 17

Комплекс упражнений на разные группы мышц, на разминку разных частей тела 18

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.......... 20

Упражнения для шейного отдела позвоночника.............................. 20

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения............... 21

Упражнения для нормализации осанки............................................. 21

Упражнения стоя.................................................................................. 22


Использование динамических пауз и релаксаций на уроках

Здоровье – это не всё,

Но всё без здоровья – ничто.

Сократ

Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.

В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.



Школа является важным фактором, влияющим на становление личности. Ее основная цель – вооружение детей знаниями и опытом, приобретенными человечеством, их социальная адаптация и воспитание. Но, кроме того, ребенок проходит и биологическое развитие. Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Можно физкультминутки разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора. Главное, чтобы физкультминутки выполняли свою оздоровительную функции. В динамическую паузу стоит включать игры и задачи, которые дают возможность детям сменить род деятельности, но не нагружают их физической активностью, не провоцирую сложности с дисциплиной и порядком. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается.

Можно динамические паузы разнообразить чтением стихов, считалок, скороговорок, загадок, пением песен. Иногда такие паузы выливаются в небольшой импровизированный концерт, что доставляет детям большое удовольствие и стимулирует творческий процесс.

Динамические паузы

Учитель выбирает двух учеников, ставит их лицом к классу, а перед ними кладёт карандаш. Он объясняет, что карандаш достанется тому, кто окажется самым внимательным.

1) Расскажу я вам рассказ,

В полтора десятка фраз,

Лишь скажу я слово «три»,

Карандаш скорей бери.

Понятно, когда надо брать карандаш?

На слове «три».

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два…марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори.

Разок, другой, но лучше…пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж вы карандаш не брали,

Когда была возможность взять!

Молекулы

В начале игры преподаватель, он же ведущий, объясняет детям, что все предметы состоят из очень маленьких частиц, которые называются молекулами и могут находиться в разных состояниях. Если предмет холодный, то молекулы почти не двигаются, стоят. Если предмет теплый, то молекулы «ходят медленным шагом», если предмету горячо, то молекулы «бегают».

Ведущий становится в центр, а все дети представляют себя молекулами. Ведущий в произвольном порядке командует: горячо, тепло, холодно. Соответственно команде дети – молекулы должны двигаться быстро, медленно или стоять.

Море волнуется раз

Выбирается ведущий из числа учеников. Ведущий вместе с преподавателем произносит слова – «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура на месте замри!»

Все замирают, ведущий ищет того, кто шевелится. Можно менять положение пока ведущий не видит

«Покажи мне»

Ведущий задает вопросы, и дети показывают жестами и движениями ответы. При этом разговаривать нельзя.

Как живете?

Как идёте?

Как стоите?

Как молчите?

Как бежите?

Ночью спите?

Как даёте?

Как берёте?

Как шалите?

Как грозите?

Как сидите?

Игра длится 5 минут.

«Пять шагов»

Игра развивает память, помогает снять физическое напряжение, позволяет проверить свои знания.

Учащиеся встают в линию на одном конце кабинета.

Ведущий (преподаватель) дает установку «Я знаю пять имен девочек».

Каждый участник делает пять шагов, на каждый шаг, называя одно имя девочки. Если шагающий сильно замешкался или назвал имя 2 раза, то он останавливается.

После того, как первый участник остановился, подключается второй участник, третий и т.д. после того, как все участники выполнили первое задание, ведущий называет второе задание.

Вариантами для заданий могут быть: имена мальчиков, названия городов, названия цветов, названия цвета (краски), фрукты, овощи, члены семьи, название улиц, города России и мн.др.

Дети с удовольствием демонстрируют свои знания. И от игры к игре этих знаний становится больше.

С каждым этапом можно увеличивать количество шагов.

«Если это есть у вас…»

Ведущий выбирается из учащихся методом считалки.

Ведущий называет что-либо, что может присутствовать у детей (цвет, предмет, одежда, игрушка). И если у кого-то есть названое, то эти участники выполняют совместное задание.

Например.

Ведущий: у кого есть что-то желтое, тот прыгает на левой ноге.

Все, у кого есть что-то желтое (желтый цвет в одежде) прыгают на левой ноге.

Релаксация

1) Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

2) Дети свободно сидят за партами, закрыв глаза. Играет музыка. "Представьте, что вы - композитор, который сочинил эту превосходную музыку. И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину"

В течение 5 минут дети слушают музыку. После чего, учитель предлагает рассказать им, что нарисовало их воображение при прослушивании данной композиции. По желанию, дети могут рисовать сразу на листе бумаги.

4) Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.

"Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо, а на нём лёгкие перья облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились и радуетесь этому чуду. Вдруг, вы открыли глаза.

Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.

Упражнения для эмоциональной разрядки

1). Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

2) Улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

3) Устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

4) Отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

“Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

“Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

“Лентяи”

Представьте себе, что вы – очень ленивы сегодня и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

“Водопад”

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

“Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

“Шишки”

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились.…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

“Драгоценность”

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать.… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

“Игра с песком”

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

“ Муравей”

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

«Улыбка»

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться е. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек.… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2 раза)

Советы психолога

Устал - рисуй цветы

Злой - рисуй линии

Болит – лепи из пластилина

Скучно - заполни листок разными цветами

Грустно - рисуй радугу

Страшно - плети макраме, вежи узлы или делай аппликации из тканей

Ощущаешь тревогу-сдалай куклу-мотанку

Чувствуешь возмущение - рви бумагу на мелкие кусочки

Чувствуешь беспокойство - складывай оригами

Хочешь расслабиться - создавай узоры

Нужно что-то вспомнить - рисуй лабиринты

Разочарован – сделай копию известной картины

Отчаялся-рисуй дороги

Нужно что-то понять-рисуй мандалы

Нужно быстро восстановить силы-рисуй пейзаж

Хочешь понять свои чувства-рисуй автопортрет

Важно запомнить состояние-рисуй цветовые пятна

Нужно систематизировать мысли-рисуй соты или квадраты

Хочешь разобраться в себе-сделай коллаж

Важно сконцентрироваться на мыслях-рисуй точками

Нужно найти выход из ситуации-рисуй волны и круги

Хочешь сконцентрироваться на цели-рисуй сетки и мишени

Чувствуешь,что застрял и нужно двигаться дальше-рисуй спирали

Похожие публикации