Что делают из глины шерсти и древесины. Из чего что сделано? — Гипермаркет знаний

МОАУ «Гимназия № 1 г. Орска»

Овечья шерсть и ее применение человеком


VII городская НПК младших школьников«Исследователь окружающего мира» Направление: Человек (деятельность человека)
Выполнила: Касенова Алина,
ученица 3 класса «А»

Руководитель: Лисичкина Елена Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

2012-2013 учебный год.

Введение…………………………………….…………………...…………………...3
Глава 1. Шерсть: история, виды.
1.1. История возникновения овечьей шерсти……………………………………..4
1.2. Строение и полезные свойства шерсти……………………………………….5
1 .3. Виды шерсти……………………………………………………………………6
2.1. Что делают из шерсти овцы?.............................................................................7
2.2. Стеганое шерстяное одеяло…………………………………………………...8 2.3. Различные изделия из шерсти……………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………10
Список литературы………………………….……………………………………..11
Глоссарий …………………………………………………………………………..12
Приложение…………………………………….…………………………………..13

Введение

В домашнем хозяйстве моей бабушки есть небольшое стадо тонкорунных мериносовых овец. С ранних лет я наблюдала за тем, как за ними ухаживают. Летом пасут на открытой местности, зимой их кормят сеном, специальными кормами. Два раза в год: весной и осенью проводится стрижка овец. Мне всегда было интересно, что делает моя бабушка с этой шерстью. Оказывается, из шерсти овец можно сделать много полезных вещей: вязаные вещи, валенки, коврики и одеяла. И бабушка предложила мне самой заняться и попробовать сделать что-нибудь своими руками.

В сентябре нам учительница рассказала об исследовательской работе, и я подумала, что могу рассказать о шерсти, о разных ее видах, показать свои работы и даже попробовать сделать шерстяное одеяло. Итак,

тема моей работы: «Овечья шерсть и ее применение человеком»

Цель исследовательской работы:

Изучить историю, свойства и виды шерсти

Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

Изучить литературу по данной теме, собрать необходимую информацию;

Узнать, как человек научился использовать шерсть;

Выяснить, как правильно обрабатывать шерсть;

Исследовать, какие виды шерсти существуют;

Рассмотреть различные изделия из шерсти;

Совершенствовать навыки в практической работе и освоить способы обработки шерсти для изготовления изделий из шерсти.

Гипотеза: Предположим, что шерсть овцы имеет не только целебное и оздоровительное свойство, но и является доступным и универсальным материалом в применении даже в домашних условиях.

Актуальность: Изделия из натуральной овчины и овечьей шерсти издавна пользуются большой популярностью, из-за своих уникальных, неповторимых лечебных свойств. Изделия из овечьей шерсти являются экологически чистым и безопасным продуктом. Особенно в последнее время пользуется популярностью не только у старшего поколения, но и у молодежи.

Объект исследования : шерсть.


Глава 1. Шерсть: история, виды

1.1. История возникновения овечьей шерсти

Как и все в этом мире, овечья шерсть тоже была открытием. Чтобы это проверить, обратимся к старинным летописям. В первобытные времена с наступлением холодов, люди вынуждены были сшить себе одежду. И первым материалом, нашими с вами предками освоенным, была именно шерсть.

В домашнем производстве широкое применение нашли шерстяные нитки из овечьей или верблюжьей шерсти. Готовые шерстяные нити шли на изготовление тесьмы для юрт. Из овечьей и верблюжьей шерсти и конского волоса изготовляли веревки различной толщины и длины в зависимости от того, для чего они предназначались. Они служили для прикрепления юрт к земле во время сильных ветров с тем, чтобы предотвратить их падение. Из них делали воротца, куда привязывали телят, изготовляли конские путы для волов, ошейники для телят и т. д. Самыми прочными считались веревки, свитые из конского волоса. Из обработанной шерсти делали небольшой толщины - тесемочки, которыми обшивали края кошомных покрытий юрт.

Археологи обнаружили находки, свидетельствовавшие о развитии овцеводства и производства шерсти, которые относятся к четвертому веку до нашей эры. Еще в древней Месопотамии и Вавилоне первобытный люд разводил овец, а римляне уже начали заниматься селекцией. Ими была выведена новая порода тонкорунных мериносовых овец.

Мериносы - это порода тонкорунных овец, родиной которых считают Переднюю Азию. Впоследствии они распространились в страны Западной Европы, Северной Америки и Австралию.

Сегодня только в Австралии около 150 миллионов мериносов, при этом одна овца в среднем дает до 15 кг шерсти в год (другие породы овец 6-7 кг). Выход чистой шерсти 35-45%.

Мериносовая шерсть дороже обычной. Цена лучших партий этой шерсти (14-16 мкм) на ежегодных аукционах достигала нескольких тысяч долларов за килограмм.

Ежегодно в мире производится около 270 тыс. т овечьей шерсти, причем около трети этого количества приходится на Австралию, а остальное – на страны СНГ, Новую Зеландию, Аргентину, Южную Африку, Уругвай, КНР, Турцию и США.

5

1.2. Строение и полезные свойства шерсти

Шерсть мериноса однородна и состоит из очень тонких (13.5-23 мкм) и мягких пуховых волокон (у грубошерстных пород 23-35 мкм). Она длинная (длина шерсти годового роста 6-8 см), белая, теплая. Шерсть обладает прекрасными термостатическим свойствами. За счет естественных завитков она отличается упругостью. Немаловажно, что она не раздражает кожу.

Рассмотрим более детально строение овечьей шерсти и в очередной раз убедимся в том, что не зря её предпочитают многие зарубежные дизайнеры при создании своих коллекций. Волокно имеет извилистую структуру и обладает хорошей «памятью»: при деформации через некоторое время оно приобретает первоначальный вид. Благодаря этому качеству изделия имеют высокую прочность и при длительной эксплуатации не теряют свой опрятный внешний вид. Между ворсинками шерсти находится свободное пространство, так называемые воздушные пузырьки, которые обеспечивают доступ кислорода к телу. Таким образом, оно может дышать и регулировать температуру, избавляя от повышенного потоотделения либо замерзания, в отличие от синтетических материалов.

Шерстяные изделия обладают практичностью и их стоимость относительно невелика. Лидерами по производству и переработке овечьей шерсти являются Аргентина, Австралия и Новая Зеландия. Не секрет, что в этих странах процент заболеваемости людей значительно ниже. Возможно, этот фактор как-то связан с большим количеством шерстяных вещей на рынке.

Для людей страдающих артериальным давлением, заболеваниями нервной системы, бессонницей и слабым иммунитетом, шерсть - непревзойденный способ борьбы со своим недугом. Говорят, что шерстяные изделия даже улучшают сопротивляемость к простудным и инфекционным болезням, обладают противовоспалительным и антиаллергическим действием.


Шерсть овец породы меринос - это самая тонкорунная шерсть, которая стрижется с холки годовалых овец, выращиваемых в Австралии. Это наиболее известный и популярный тип шерсти, который обеспечивает комфортный и здоровый сон.

Постель из шерсти мериноса обладает множеством лечебных свойств: способствует уменьшению болей, особенно при ревматизме и радикулите; обеспечивает нормальный теплообмен тела, регулирует влажность, очень износоустойчива. Мериносовая шерсть отличается удивительной эластичностью и прочностью, она очень нежная и будет заботиться о Вас долгие годы.

1.3. Виды шерсти

Шерсть - волосяной покров животных (овец, коз, верблюдов и др.). Основную массу перерабатываемой в промышленности шерсти составляет овечья. Виды волокон шерсти:

    пух (наиболее ценное тонкое, мягкое извитое волокно),

    переходный волос, ость (более толстое, жесткое и менее извитое, чем пух, волокно)

    "мертвый волос" (малопрочный и жесткий). Из шерсти вырабатывают пряжу, ткани, трикотаж, валяльно-войлочные изделия и др.

Мёртвая и живая шерсть.

Шерсть считается настоящим волокном животного происхождения, если настригается с живых овец.

«Мертвая» же шерсть, собираемая на скотобойнях, во всех отношениях значительно хуже «живой». Шерстяные ткани, выработанные из смеси длинных и коротких волокон, мягки (хотя и не мнутся), но не сохраняют острой складки. Камвольные шерстяные ткани, или ткани из гребенной шерсти, изготавливаются только из длинных волокон. Они гладкие, прочные, довольно долговечные, но в процессе носки приобретают лоск.

Впервые переработанная шерсть дает, как правило, более эластичный текстиль, чем другие виды шерсти. Идеально подходит для обивки мебели и штор, а также используется для покрывал.

Глава 2. Экспериментальная работа

2.1. Что делают из шерсти овцы?

Шерстяная пряжа, пожалуй, самая популярная для ручного вязания. Из всех видов шерсти, которые используют для производства пряжи, наиболее распространена овечья. Пряжу для ручного вязания часто делают также из верблюжьей, козьей, кроличьей шерсти и пуха. Шерсть - самое дорогое сырье для производства пряжи для вязания, себестоимость ее в 2 - 15 раз выше, чем себестоимость хлопка (натуральный шелк еще дороже, но он практически не используется для этой цели).

Изделия из натуральной овчины и овечьей шерсти издавна пользуются большой популярностью, из-за своих уникальных, неповторимых лечебных свойств.

Народы, живущие в высокогорьях северного Кавказа и Тибета, и отличающиеся отменным здоровьем и долголетием по достоинству оценили изделия из овчины и овечьей шерсти, изготавливая из нее одежду и обувь.


2.2. Стеганое шерстяное одеяло

Стеганое шерстяное одеяло - хватит человеку не только на всю жизнь, но оно послужит и следующим поколениям, надо только менять чехол и подбавлять горсть-другую шерсти. Изделие это легкое, упругое. Оно все заполнено воздухом, и потому под ним можно спать и зимой, и летом. Я укрываюсь таким одеялом и не променяю его ни на какое другое.

Как же было сделано это чудо-одеяло? Я попросила мою бабушку помочь мне сделать такое одеяло для куклы.

Сначала я наблюдала за стрижкой овец. (Приложение № 1)

Я узнала, что чем длиннее волокна, тем лучшим окажется одеяло и тем дольше оно прослужит. Немытой шерсти потребуется почти вдвое больше. (Приложение № 2)

Промывают ее тщательно в теплой слегка мыльной воде в сетках, затем равномерно складывают на какой-либо поверхности и просушивают, вороша время от времени, как сено. Чесаная шерсть для изготовления одеяла не годится. При ческе волокна шерсти ломаются, в одеяле превращаются в труху, сбиваются в комки, оно приобретает свойства ватного одеяла и быстро выходит из строя. Вот почему шерсть надо не вычесывать, а перебирать, тогда в труху уходит совсем немного волокон. (Приложение № 3)

Мытую и высушенную шерсть укладываем горкой на полотнище или полиэтиленовую пленку. За 10-15 мин до начала перебивки шерсть равномерно мы обрызгали теплой водой, чтобы волокна «раскрылись» и стали упругими. В процессе обрызгивания шерсть ворошили. Перебивали шерсть гибким прутом.

Перебитую шерсть аккуратно перенесли на другое полотнище. И вот шерсть перебита.

К этому моменту мы уже приготовили чехол. Его сшили из ситца. Одну (короткую) сторону чехла оставили не сшитой. Чехол вывернули наизнанку.

Перебитую шерсть равномерно разложили по всей поверхности чехла и завернули в рулон, выправляя бока, и он неспешно вывернули в обратном направлении. (Приложение № 4) В результате чехол выворачивается на лицевую сторону, а вся шерсть равномерным слоем оказывается внутри чехла. Поверхность чехла осторожно разгладили руками. После этого открытый конец чехла зашили, и наступил самый ответственный этап – стежка.

Одеяло простегивают катушечной, лучше хлопковой, ниткой «десяткой» (в три нитки) и толстой иглой длиной 7-8 см с широким ушком. Пройдя по периметру всего одеяла, простегивали следующие ряды, двигаясь по спирали. (Приложение № 5) Для готового одеяла сшили верхний нарядный чехол.

Вот одеяло и готово! (Приложение № 6)

В процессе изготовления я пришла к выводу, что любое рукоделие – это кропотливый труд, который требует немало умения, терпения и фантазии. На примере бабушки я поняла, что к любому делу надо относиться добросовестно.

2.3. Вязаные изделия из шерсти.

Еще бабушка показала мне, что шерсть можно использовать в вязании. Она вяжет носки, варежки, шапки, шарфы. Моя мама вяжет кофты и сумки.

Я тоже захотела научиться вязать из шерстяной нитки. Ох, нелегкая эта работа! Вот мои первые шаги: (Приложение № 7)


Заключение

Итак, прочитав различную литературу об истории, видах и свойствах шерсти, я добилась поставленной цели и доказала гипотезу своей исследовательской работы о том, что шерсть овцы имеет не только целебное и оздоровительное свойство, но и является доступным и универсальным материалом в применении даже в домашних условиях.

Овечья шерсть определенно является одним из первых материалов, который человек научился применять себе на пользу.

Можно получить так называемые грубые шерстяные изделия эту в первую очередь всем известные валенки.

Особенно хороши шерстяные вязаные изделия. Они обладают не только красотой привлекательностью, но и сделанные из натуральных шерстяных ниток очень хорошо согревают в холодное время года и легко отводят влагу от тела.

Я рада, что научилась немного вязать. Сама, в домашних условиях, сделала стеганое шерстяное одеяло. В процессе изготовления я пришла к выводу, что любое рукоделие – это кропотливый труд, который требует немало умения, терпения и фантазии. На примере бабушки я поняла, что к любому делу надо относиться добросовестно.

Перспектива дальнейшей деятельности: в будущем я продолжу заниматься своим новым увлечением, и планирую научиться вязать вещи не только для кукол, но и для себя и моих близких. Возможно, сошью стеганое шерстяное одеяло для сестренки. Мне хотелось бы не только самой вязать и делать красивые и полезные вещи, но и научить этому своих подруг.



Список литературы

    Ерохин А.И. Приусадебное хозяйство. Разведение коз и овец. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик пресс, 2001.
    Журнал "Овцеводство-козоводство"
    Кулешов, «Овцеводство» (СПб., 1896);
    www.russiangoats.com

Глоссарий

Шерсть - волосяной покров кожи у млекопитающих, кроме человека

Свойство - атрибут предмета (объекта). Например, о красном предмете говорится, что он обладает свойством «красноты»

Юрта - (тат. йорт - дом, в некоторых тюркских языках башк. тирмә [ tirmä]; каз. киіз үй; кирг. боз үй; монг. гэр; узб. o`tov) - переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.

МЕРИНОСОВАЯ ШЕРСТЬ ( MERINOS) - это шерсть, взятая с холки овцы мериноса.

Летопись -- это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Валенки -- тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

Чехол - покрышка или оболочка из материи или другого материала, сделанная по форме какого-либо предмета и защищающая его от порчи, загрязнения и т. п.

Приложение №1

Стрижка овец

Приложение № 2



Отбор шерсти Мытье шерсти

Приложение №3

Сущка шерсти

Перебирание шерсти

Приложение № 4

Раскладка шерсти

Распределение шерсти по чехлу

Сворачивание рулона

Укладка рулона

Рулон получился

Выпрямление одеяла

Укладка шерсти в одеяле

Приложение № 5


Зашиваем открытый конец одеяла

Стежка одеяла

Приложение № 6

Нарядный чехол для одеяла

Последние штрихи

Одеяло готово

Приложение № 7

Я учусь вязать!

Первые шаги


Проверка домашнего задания

  • Что такое экономика?
  • Как называются части экономики?
  • Из каких отраслей состоит экономика?
  • Связаны ли друг с другом разные части экономики?
  • Проверим ваши знания (выполните тест)

В это время несколько учеников выполняют тест в программе Excel на компьютере.


Тест по теме « Что такое экономика?»

1 . Закончи определение: «Экономика – это..»

а) забота о природе

б) возможность зарабатывать деньги

в) хозяйственная деятельность человека

2. Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко, мясо?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

3 . Какая отрасль экономики производит одежду, обувь, мебель?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

4. Какая отрасль экономики помогает нам приобретать продукты и вещи?

а) промышленность

б) сельское хозяйство

в) торговля

5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

а) торговля

б) транспорт

в) строительство

6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

а) торговля

б) транспорт

в) строительство


Всё это сделано руками человека из природных

материалов – древесины, металла, шерсти. Но

чтобы природные материалы превратились

в разнообразные вещи, нужны знания и большой

труд людей.

Как рождается книга?

Как делают шерстяные вещи?

Откуда берутся ложки, вилки и ножи?


В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы.


Игра «Живое – неживое». На интерактивную доску выводятся изображения неживых предметов.

Распределите предметы на группы так, чтобы в каждой все вещи были сделаны из одного материала


Глина

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу.


«Умелые руки» гончара могут вылепить из нее различные предметы

Как появился глиняный кувшин?

Глина добывается экскаваторами…

Изделия обжигают в специальной печи


И вот все готово!

Искусство делать такие вещи называется

керамика


Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Его изготавливали из белой глины. Но особенно большого успеха в этом деле китайцы добились совсем недавно, в XV веке, при императорах из династии Мин.

Китайский фарфор. XV век.


Составление цепочки

Гончарный круг

добыча в карьере



Откуда берется железо?

Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок… А люди его лишь добывают и превращают в чугун или сталь.

Больше всего железа в железной руде.


Как же добывают руду?

Взрывом дробят землю и камни, открывается спрятанная под ними руда

За работу берется шагающий экскаватор.

Зачерпнет ковшом руду, повернется- и нагружен целый самосвал!


Руда попадает на завод…

Тут помогает людям жаркий огонь

Бушует пламя, оседает руда, капли металла собираются в струйки, ручейки…получается чугун

Железная руда поступает в огромные печи- домны…

Теперь его путь в соседний цех





Металл выльют в формы и оставят застыва

А вот результат!


Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг?


Составление цепочки

Железная руда


Откуда взялась бумага на изготовление тетрадей и книг.

Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во всём помогают машины. Машины принимаются за помощь тогда, когда будущая бумага в лесу растёт.



До ворот цеха плывут брёвна по реке или их

везут в специальных вагонах. А здесь за дело берутся другие машины: многопильный станок

распиливает брёвна на чурбаки, а машина-корообдирка сдирает с них кору.





Составление цепочки

целлюлоза


Шерсть

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога


Стрижка Расчёсывание Мойка шерсти

Сушка Получение пряжи из шерсти


Составление цепочки


А теперь расскажите сами…

как хлеб на стол пришёл


Итог урока

Где человек берет материалы для изготовления различных предметов?

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы?


Вывод:

Добывая различные материалы, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся от добычи глины, - рана на поверхности земли. Вырубленный лес – это уничтоженный «дом» многих растений и животных. Вот почему природные богатства нужно беречь – ведь они не безграничны.

Еще надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно!

ТЕМА: ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?

Цели : познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с получения сырья в природе и кончая получением готового продукта. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: формирование у учащихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных; учащиеся научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к ним; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: мяч, конверт с вопросами, различные предметы , шерсти, глины, дерева;- цветные карандаши.

Ход урока:

1. Организационый момент.

2. Проверка домашней работы.

Что такое экономика? (хозяйственная деятельность людей)

Какие отрасли экономики вы знаете? (с\х, строительство, торговля, промышленность, строительство и др)

Без экономики и её отраслей вокруг нас не было бы столько предметов, сейчас нас окружающих.

3. Актуализация знаний: Игра: «Назовите предметы одним словом»

Стол, табуретка, шкаф (Мебель)

Шарф, свитер, носки (Одежда)

Ложки, чайник, нож (Посуда)

Что объединяет эти три группы предметов? (Они сделаны человеком)

В чём их различие? (Для разных целей и из различных материалов).

Подумайте, из каких материалов сделаны предметы? (деревянные, шерстяные, металлические)

Где человек берёт материал для их изготовления? (в природе)

Оглянитесь вокруг! Сколько привычных и в то же время удивительных предметов нас окружает! А знаете ли вы, что каждая вещь имеет свою историю? Лыжи когда-то «росли в лесу», валенки «бегали по горам, по долам», а школьный мел «носился по морским волнам». Всё это и ещё много интересного вы можете узнать, если познакомитесь поближе с теми предметами, которые вас окружают.

4. Самоопределение к деятельности.

Познакомимся с темой и целями нашего урока. Откройте учебник на с. 108 и прочитайте тему урока (Из чего что сделано)

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? А умный Муравьишка нам подскажет (ответы детей)

5. Работа над новым материалом, групповая работа.

Учащиеся распределяются в 3 группы, в каждой группе назначается дежурный, проговариваются правила групповой работы:

Начало работы: соединив руки, сказать «Мы группа, значит, способны действовать»

Не говорить всем сразу.

Всем смотреть на говорящего (учителя или ученика)

Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что…»

Слушаться сигнала превышения шумового порога.

По окончании работы, все в группе должны соединить и поднять вверх руки.

Детям предлагается рассмотреть группу предметов, назвать их, из чего они сделаны, и выбрать по одному предмету в каждую группу. (шерстяные носки, глиняный кувшин, лист бумаги)

В соответствии с выбранным предметом, группам присваиваются названия (глина, шерсть, древесина).

Работа по учебнику: с.108.

Каждая группа должна найти на рисунках предметы, сделанные из материала, носящего названия группы и накрыть их в учебнике фишками разного цвета. После обсуждения в группе, выполняется правильность выполненной работы, за всю группу ответы представляют дежурные.

6. Знакомство с производством изделий из глины, древесины и шерсти.

Как появился глиняный кувшин

В музеях вы, конечно, видели различные вазы, сосуды, чашки и да, сделанные из специальной глины. Изделия лепят, покрывают красками Затем их обжигают в печах, чтобы они затвердели. Искусство делать вещи называется керамикой. Для изготовления такой продукции, глины, используется песок и измельченные горные породы.

Глина добывается экскаваторами. В сыром виде она очень эластична. Глина смешивается с водой до состояния густой и из которой умелые руки могут вылепить и фигурки, и различные и горшки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. При нагревании до очень высоких температур (около 450 °С) происходят изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании.

Изготовление керамики - одно из самых древних искусств, поскольку глина встречается практически повсеместно. Были обнаружены черепки, сделанные еще в доисторические времена. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не сгниет и не заржавеет.

В давние времена, когда еще не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода в них оставалась долго холодной.

Из шерсти: рассказ учителя.

7 . Физкультминутка

8. Групповая работа по учебнику : детям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картин о производстве изделий из глины, древесины, шерсти.

Группа «Глина»-с.109

Группа «Древесина»-с.110

Группа «Шерсть»-с.111

Представление своих рассказов каждой группой. Выступающего из группы выбирает дежурный.

10. Домашнее задание: уч. с. 108-111.

11. Итог урока.

Итак, человеку нужны самые разные изделия. Где же он берёт материал для их изготовления? (В природе.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в при­роде различные материалы? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, сажать новые деревья)

Добывая различные материалы, люди изменяют природу, наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины, может превратится в овраг на поверхности земли. Вырубленный лес - это уничтоженнный дом многих растений и животных. Природные богатства не ве чны, их нужно беречь.

К чему может привести неразумное, расточительное ис­пользование природных богатств? (Не будет леса, не будет животных и растений, не будет человека. Наша планета ста­нет безжизненной пустыней.)

Нам надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.

Учитель начальных классов Грузинцева Наталья Витальевна,

Архангельская область, г. Новодвинск, МОУ «СОШ №2»

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе

Тема урока: «Что из чего сделано»

Цель урока: Познакомить учащихся с природными материалами из которых сделаны различные вещи предметы, дать представление о производстве бумаги, об изготов-

Лени шерстяных и глиняных изделий.

Задачи урока:1 формировать умение планировать свою деятельность, выделять

главное, существенное в информации, моделировать это в рисунке;

взаимодействовать в коллективе, работать в группе;

2. воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям

разных профессий;

3 развивать интерес к новой информации, побуждать к изучению нового

Материалы и оборудование: раздаточный материал с образцами

Ход урока:

Добрый день дорогие ребята и гости нашего урока.

Ребята, прежде чем начать наш урок, приступить к работе, давайте спланируем

свои действия. В начале урока мы всегда что делаем? повторить

На любом уроке мы что-то узнаем, чему-то учимся, зна-

Знания не будут прочными, поэтому надо их… закрепить

А также обязательно любую работу надо… проверить и оценить

Ну а теперь приступаем к работе. Я надеюсь, у вас все получится.

1этап урока - повторение

На прошлом уроке мы узнали, что хозяйственной деятельностью занимаются

Люди всей страны, каждый работает на своем месте.

Вспомните, какие отрасли составляют экономику нашей страны?

(это производство, строительство, транспорт, сельское хозяйство) Кроме этого

есть еще сфера услуг.

Тема проектов этой четверти – «профессии наших мам, пап, знакомых..»

Мы заслушаем несколько сообщений и попробуем разобраться к какой отрасли

Экономики относится данная профессия. Выступления детей по теме проекта

/дети представляют профессии своих родителей в виде письменного сообщения

с фотографиями/

Учитель: Скажите ребята, а можно ли назвать какую-то профессию самой главной?

(нет, все профессии необходимы по- своему и каждая важна для общего дела)

Я прочитаю вам стишок, а вы доскажите последнее слово:

Трактор водит-….. (тракторист)

Электричку -….. (машинист)

Стены выкрасит -…. (маляр)

Доску выстругал - … (столяр)

В доме свет провел - …. (монтер)

В жаркой кузнице - … (кузнец)

Кто все знает- …. (молодец!)

2 этап урока - новый материал

Замечательно, а теперь двигаемся дальше к новым знаниям.

Тема сегодняшнего урока «Из чего что сделано»

Вокруг нас множество разных предметов. И все они из чего-то сделаны.

(на солее разложены разные предметы, на доске картинки)

Цель нашей работы прчитаем по учебнику. Умный муравьишка нам подскажет.

Читаем по учебнику:

Сначала давайте разберемся как делают вещи из глины.

Презентация слайд 2, 3 Рассказ учителя с помощью детей

У вас на столах лежат конверты. Возьмите конверт №1. Составьте производственную

Представьте свою работу 1-я группа. Расскажите по рисункам этапы изготовления

изделия. Найдите предметы, которые сделаны из глины на нашей выставке изделий.

А теперь узнаем как делают книгу.

Презентация слайд 4, 5,6 Рассказ учителя с помощью детей.

У вас на столах лежат конверты. Возьмите конверт №2. Составьте производственную

цепочку из предложенных моделей. (работа в группах)

Представьте свою работу 2-я группа. Расскажите по рисункам этапы изготовления

изделия. Найдите предметы, которые сделаны из дерева на нашей выставке изделий.

Физкультминутка

Теперь узнаем как сделаны вещи из шерсти.

Презентация слайд 7,8 рассказ учителя с помощью детей.

У вас на столах лежат конверты. Возьмите конверт №3. Составьте производственную

Цепочку из предложенных моделей. (работа в группах)

Представьте свою работу 3-я группа. Расскажите по рисункам этапы изготовления

изделия. Найдите предметы, которые сделаны из шерсти на нашей выставке изделий.

А из каких растений еще человек умеет делать ткань? Информация об изготовлении

вещей из хлопка и льна. Показ образцов хлопка и льна на различных этапах его обработки.

3 этап урока - Работа в тетради- (закрепление) с.

Взаимопроверка тетрадей.

Посмотрите на предметы и картинки. Какие вещи и предметы мы не показывали?

Из чего они сделаны? (краткие сведения о предметах из стекла и пластика)

Скажите, а зачем надо знать из чего сделана вещь? - ответы детей, комментарии учителя. А также надо помнить о том, что в каждую вещь вложен труд человека.

Поэтому необходимо бережно относиться к вещам, уважать труд людей, которые

сделали эту вещь.

4 этап урока – самооценка работы на уроке

На доску вывешивается оценочный лист. Детям предлагается самим оценить

свою работу.

Совершенство современных технологий помогает человеку в интенсивном использовании проверенного веками опыта. Все так же востребовано использование натуральных материалов, несмотря на открытия в производстве искусственных волокон.

Механизация обработки шерсти и производства тканей пока не переходит привычные границы. Продолжают пастись стада животных, служащих источником сырья для шерстяных тканей, продолжают снимать с них руно руки стригалей, вооруженные усовершенствованными машинками для стрижки.


и одежда из нее: как все начиналось

Первые «костюмы» из шерсти были примитивны и представляли собой накидки, повязки и обмотки для ног из плохо выделанных шкур. Со временем приемы выделки кожи с мехом становились все искуснее и изощреннее, превращая шкуры в подобие мягких тканых материй.

Состриженная шерсть до наступления эпохи прядения валялась, или свойлачивалась (отсюда слово «войлок»), - эта технология до настоящего времени применяется при производстве знаменитых русских валенок или, как они еще , валяльно-войлочных изделий. Изделия получались грубыми, но теплыми.


О «склонности» шерстяных волокон к свойлачиванию и усадке нужно помнить при стирке ткани. Шерсть не любит долгого замачивания, высоких температур, контрастных режимов, щелочных сред и скручивания.

Важнейшим событием для человека, ищущего спасения от холода, стало изобретение ткацкого станка. Шерсть животных вычесывалась или собиралась после линек, сбривалась остро отточенными ножами, а позднее состригалась ножницами. Спутанные клоки шерсти промывались, очищались от мусора, прочесывались специальными гребнями, делясь на отдельные пряди.

Из волокон с помощью прялки на веретено сучилась нитка, более или менее тонкая, в зависимости от качества шерсти. Из полученной пряжи с помощью ткацкого станка собирались полосы ткани, из которой можно было делать одежду. Цвет готовой материи соответствовал исходному сырью, со временем стали использоваться разнообразные органические, минеральные и растительные красители.

Шерсть и современность

Описанный алгоритм действий в основном не изменился и в наши дни. Стали более совершенными чесальные машины, моющие средства, ткацкие станки, путем селекции выведены породы овец, коз и других животных, дающих замечательно красивую, мягкую и тонкую шерсть.

Из состриженного руна делаются экологически чистые ткани для одежды самой разной плотности и толщины. Добавление в шерсть синтетических волокон делает материю немнущейся, более прочной, стойкой к износу.


Узнать, сделана ли ткань из шерсти, просто. Отрезав небольшой лоскут и подпалив его, вы почувствуете запах жженого пера. Волокна ткани спекутся, образовав легко растирающийся черный комочек.

Ткацкие станки программируются на создание сложных переплетений нитей и разнообразных узоров и рисунков на материи, окрашенные ткани не меняют цвет после множества стирок. Вязание из шерстяной пряжи - одно из любимых рукоделий в мире, а вязаные шерстяные изделия - обязательная деталь в каждом гардеробе.

Похожие публикации